Страх как социальный феномен в русской религиозной философии конца - первой половины вв

Исследования этих авторов позволяют заметить обусловленность страхов социокультурными факторами. Издательство Уральского университета, Выделить социокультурные механизмы, выработанные для преодоления психо-эмоционального напряжения, вызванного страхом. Различные аспекты диссертационного исследования обсуждались: Они могут стать той внутренней установкой, которая будет сильнее страха. Вариантов здесь может быть множество:

Философия страха

Основные подходы, применяемые при рассмотрении проблемы страха: Шестова предопределяет строгую индивидуальность феномена страха, его переживание как исключительно личной неразрешимой проблемы, жизненной трагедии. Последний охватывает источника. Общий объём диссертационного исследования страниц. Среди основных причин страха философ выделял также поиски смысла жизни, чувство вины, злоупотребление властью.

Ильясов Ф. Н. Феномен страха смерти в современном обществе устойчивых состояний страха в спорте // Теория и практика физической культуры.

Становление страха как особого социокультурного регулятивного механизма в иервобытном обществе и античности. По нашему мнению, исследование генезиса страха необходимо для понимания современного его облика, как анализ факторов, действующих в детстве - для понимания поведения взрослого. Социокультурный анализ страхов в данном исследовании будет отталкиваться от реалий западноевропейской истории. В качестве иллюстрации будут приводиться взгляды на проблему западно-европейских авторов.

Страх как ключевая характеристика культуриой картины мира эпохи позднего средневековья. Европа средних веков - это общество, жизнь в котором организовывалась на принципе уважения к Богу, к канону, к традиции. Она базируется на буржуазном способе производства, имеет единый духовный ориентир развитие личности, общие черты и ценности:

Важным, с психологической точки зрения, является тот факт, что страх у человека может возникать при предвосхищении события а не только в момент протекания события, как это происходит у животных. Однозначным же является только то, что страх -это эмоциональное состояние живого существа. фобии -это навязчивые страхи разновидность навязчивых состояний. Людей, подверженных фобиям, постоянно мучает неослабевающая тревога.

Данное исследование позволяет проанализировать феномен страха, . В культуре страха люди отказываются рационально оценивать степень риска: .

В контексте страха исследуются способы получения прецедентов практика поиска или ожидания знаков от сверхъестественных существ, практика гадания и откровения , на основании которых происходит формирование мифа. Кроме того, страх рассматривается в контексте табу и как трансцендирующий фактор в процессе становления культуры.

, , . , . Философия Библиографическая ссылка на статью: В основе традиционной культуры лежит миф и воспроизводящий его ритуал. С архаических времён мифы и ритуалы вводили человека в культуру и сопутствовали организации его жизнедеятельности. Одной из распространенных черт традиционной культуры является изоляционизм, что само по себе свидетельствует о страхах, которые испытывает культурная общность, не желая допускать в себя инородные составляющие. Кроме того, мифы и ритуалы сами по себе являются защитными механизмами, к которым склонно прибегать и современное общество в периоды культурных кризисов.

В связи с этим возникает необходимость исследования причин, роли и места страха в традиционном контексте. Вопросы страха в традиционной культуре в научной литературе исследовались психоаналитиками З. Юнг и неофрейдистами К. Фромм , которые вывели страх из биологической категории в культурную, выявив в нём социальную специфику. Кроме того, этнографами, фольклористами и культурными антропологами Дж.

Гришин Андрей Александрович ФЕНОМЕН УЖАСА: ЭТИКО-ФИЛОСОФСКИЙ АНАЛИЗ. Специальность Этика

Саратов Ромащенко Мария Александровна научный руководитель, научный руководитель, доц. Саратовского государственного технического университета имени Ю. Саратов Страх это одно из состояний человеческого существа, которое, с одной стороны, обнаруживает его природную, звериную сущность, а, с другой, раскрывает уникальные черты человеческой личности. В отличии от животных, человек научился объективировать свой страх, заключая его в обряды, ритуалы и обычаи.

Однако страх не исчез в культуре, а скорее наоборот приобрел новые черты и особенности, стал уже не просто животным, но истинно человеческим страхом. Сегодня можно говорить о различных компонентах страха, присущего человеку.

СОЦИАЛЬНЫЙ СТРАХ И ФЕНОМЕН ОТЧУЖДЕНИЯ понимание отчуждения как феномена, ха- не знакомых с чужой культурой, т. е., по су-.

Единственной страстью моей жизни был страх. Какую функцию он выполняет? От чего зависит его появление и интенсивность? И наконец, как он влияет на нашу жизнь? Литература всех времен и народов изобилует описаниями состояний страха, начиная от смутных покалывающих опасений до панического всепоглощающего ужаса: Воображение читателя живо рисует эти картины, они знакомы и понятны каждому из нас, ведь страх испытывают все.

Порой авторы, представляющие совершенно разные культуры, пишущие на разных языках, используют одинаковые, полностью совпадающие образы: Сегодня нам многое известно о физиологии страха. Нам также известно, что появление страха сигнализирует о некоей угрозе, и его функция заключается в избегании этой угрозы, а также ситуаций, при которых она может возникнуть.

Однако, хотя страх — явление общечеловеческое, мы все боимся разного и по-разному.

Феномен страха в культуре

Какую функцию он выполняет? От чего зависит его появление и интенсивность? И наконец, как он влияет на нашу жизнь?

живем в «культуре страха», которая характеризуется тем, что «Страх . недостаточную изученность феномена ужаса в этико-философском контексте.

Прохождение через систему контроля в аэропорту стало настоящим испытанием. Неужели всего несколько лет назад можно было просто вынуть из карманов мелочь, ключи и пройти через детектор? Я много путешествую, бывает, что улетаю и возвращаюсь в тот же день, в этом случае мой багаж состоит только из пары книг и сумки с бумагами.

Поэтому каждый раз я должен вынимать ее из кармана, упаковывать в прозрачный пластиковый пакет, отдельно пропускать через просвечивание, и лишь затем я могу снова достать ее из пакета и положить обратно в карман. Если у вас есть наполовину наполненный флакон шампуня емкостью граммов, надо предъявить его службе безопасности. И разумеется, можно забыть о том, чтобы взять с собой бутылку воды или вина.

Феномен страха

Страх как социальный феномен Страх, различные его формы, являются необходимой эмоциональной составляющей жизни практически каждого индивидуума, группы и общества. Способность испытывать страх и боязнь заложена в человеческом мозгу. Как удалось недавно выяснить британским нейрохирургам, в мозгу имеется специальный центр, который отвечает за боязнь и страх, испытываемые человеком в экстремальных ситуациях.

Этот участок мозга, в зависимости от степени угрозы, подает сигналы другим участкам мозга, которые определяют модель поведения человека.

О феномене таких коллективных, специфически немецких страхов рассказывает выставка"Страх. Немецкое чувство", которая.

Это связано прежде всего с такими трагическими событиями как первая и вторая мировые войны. Возведение смерти в Абсолют выросло до масштабов гигантского социального явления, стало феноменом массовой культуры. Взять хотя бы эти фильмы ужасов. Да и не только они. Обыкновенный фильм, не относящийся к разряду фильмов ужаса. На протяжении полутора часов в нем совершается множество убийств и притом с легкостью необыкновенной.

Такое впечатление, будто не людей убивают, а семечки щелкают или консервные банки вскрывают. Жутко становится на душе. Неужели жизнь человека и в самом деле — копейка? Дело не только в фильмах. Современная культура заражена трупным ядом абсолютизации смерти, смертной природы человека. В ней весьма значительны апокалипсические, человекоубийственные настроения.

Вы точно человек?

Нагибина, 13, РГУ, ауд. С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке РГУ г. Проблема страха и его влияния на жизнь каждого индивида в частности и всего общества в целом ставилась и решалась и прежде, однако век стал эпохой, которая отмечена крайней перевозбужденностью и беспокойством — социокультурные условия возникновения, спектр, масштабность, вариации страхов стали иными.

Проведение данного исследования диктуется потребностью в осмыслении качественно нового этапа в эволюции понимания страха.

статье уделяется вопросам сущностного потенциала феномена Ключевые слова: философия, образование, культура, страх, потенциал, диалог.

Одним из перспективных направлений развития современных гуманитарных наук является постоянно растущее стремление к более углубленному анализу природы человека во всем многообразии форм ее проявления. Язык — это один из обязательных и неотъемлемых атрибутов человека. Лингвистика, являясь специфической областью научного знания, имеет свой материализованный объект — естественный язык, свою методологию и проблемы.

Характерной чертой современной лингвистики являются поиски языкового моделирования человека в тесной объективно существующей взаимосвязи с другими сопредельными науками о человеке. Изучение человека, как полагает Ю. Малинович, базируется на антропоцентрическом подходе, где в центре внимания оказывается сам человек, а его язык понимается как естественная система, создаваемая им как носителем языка на основании исторического опыта, культуры и знаний. Они реализуются не только в лексике, но и в синтаксическом построении высказывания, в выборе грамматических форм и конструкций.

В современном мире, когда сообщения о нестабильности и различных неприятных событиях оказывают воздействие на массовое сознание в процессе общественно-политической коммуникации, в обществе формируется различное отношение к происходящим явлениям и проблемам. Одной из таких реакций человека на глобальные проблемы современного общества является страх, который по-разному освещается в средствах массовой информации и для обозначения которого журналисты используют различные языковые средства.

В психологии страх представляет собой эмоционально-психическое состояние, он связан с первой сигнальной системой.

Страх как социально-философский феномен

Неужели всего несколько лет назад можно было просто вынуть из карманов мелочь, ключи и пройти через детектор? Я много путешествую, бывает, что улетаю и возвращаюсь в тот же день, в этом случае мой багаж состоит только из пары книг и сумки с бумагами. Поэтому каждый раз я должен вынимать ее из кармана, упаковывать в прозрачный пластиковый пакет, отдельно пропускать через просвечивание, и лишь затем я могу снова достать ее из пакета и положить обратно в карман.

К. Ясперс рассматривал феномен страха в рамках философского . Реальная тревога, с точки зрения К. Хорни, детерминирована культурой.

Методологические основы анализа проблемы страха 14 1. Особенности культурологического подхода к изучению сущности страха и его функций 14 2. Субъекты страха в культуре 28 Глава . Исторические изменения концепта страха в западно-европейской культуре 34 1. Становление страха как особого социокультурного регулятивного механизма в первобытном обществе и античности 34 2.

Специфика страха как феномена культуры и проблема манипулирования страхом 82 1. Страх в рамках понятия репрезентативной культуры 82 2. Социокультурные механизмы минимизации страха Заключение Введение к работе: Проблема страха и его влияния на жизнь каждого индивида в частности и всего общества в целом ставилась и решалась и прежде, однако век стал эпохой, которая отмечена крайней перевозбужденностью и беспокойством -социокультурные условия возникновения, спектр, масштабность, вариации страхов стали иными.

Проведение данного исследования диктуется потребностью в осмыслении качественно нового этапа в эволюции понимания страха. Теперь это понимание во многом строится через призму современного состояния культуры - постмодерна, которое выражается не в последнюю очередь в уязвимости и нестабильности. Привлекательность и ужас положения переплетаются во фразе: Современный человек чувствует себя незащищённым, несмотря на то, что столько создал для своей безопасности. Зачастую катастрофы, постигшие человечество в столетии, - результаты деятельности самого человека, в том числе и направленной на защиту людей от угроз окружающего мира и для повышения комфортности жизни.

ПРОБЛЕМА страха В ФИЛОСОФИИ С.КЬЕРКЕГОРА

На физио-логическом уровне смерть представляет собой необратимое прекращение всех жизненных функций. На психологическом уровне она имеет личную значи-мость и личное значение для самого умирающего и его родных и близких. Уме-реть — значит прекратить чувствовать, покинуть любимых людей, оставить не-законченные дела и уйти в неведомое , Но смерть — это еще и важ-нейший компонент культуры, и в этом качестве она получает отражение в общественном сознании в виде относительно устойчивых значений.

Апология смерти и “метафизика ужаса” занимают видное место в культуре ХХ века. Это связано, прежде всего, с такими трагическими событиями как.

Феномен страха Павел Гуревич, для . Он связан с человеческой природой и обусловлен культурой. Всю свою историю человечество пытается избавиться от страха и одновременно использует его магнетическую силу. Культура страха Жизненные условия в каждой культуре порождают некоторые страхи. Они могут вызываться внешними опасностями природа, враги , формами социальных отношений рост враждебности вследствие угнетения, несправедливости , культурными традициями традиционный страх перед демонами, нарушениями табу.

Для отражения страхов, существующих в данной культуре, имеются определенные способы защиты, в том числе табу, ритуалы, обычаи. Как правило, эти защиты представляют собой более целесообразный способ борьбы со страхами, чем защиты невротика, построенные иным способом. Вечный спутник В философии, особенно в экзистенциализме, страх рассматривается как одно из свидетельств парадоксальной подлинности естественного бытия человека, как непременное душевное состояние человеческого индивида, осознающего свое одиночество, понимающего бессмысленность своего существования.

Мотивы страха проявляются в обреченности, абсурдности и бессмысленности человеческой жизни. Эти мысли пронизывают всю философию экзистенциализма. Страх в экзистенциональном смысле — это ни в коей мере не малодушие человека и тем более не его психофизическая боязнь. Здесь страх предстает как метафизический ужас, потрясающее человека прозрение. Человеку вдруг открывается зияющая бездна его бытия, ранее ему неведомая. В экзистенциальном страхе ему становится понятным онтологический смысл собственного бытия.

Прокрастинация. Откладывание на потом. Леонид Третьяк.